Переводчик

Статьи

Информация по методическим рекомендациям в помощь преподавателям сольфеджио в подготовительном и первом классах.

Всесторонне гармонично развитая личность посредством музыки – основная цель обучения в детской школе искусств.   Способности, которыми должна обладать такая личность, должны включать в себя как общие, так и специальные музыкальные.

Общие и специальные способности непосредственно связаны, так как в процессе обучения и воспитания общие свойства личности  дифференцируются, способствуют возникновению и развитию качеств, которые обеспечивают успешное выполнение одного специального вида деятельности. В процессе тренировки специальные способности оказывают прямое влияние на развитие общих качеств и свойств личности. В свою очередь, специальные способности к различным видам творческой деятельности зачастую тесно переплетаются и в процессе формирования усиливаются, обогащая друг друга.

Развитие специальных способностей – музыкального слуха, памяти и воображения происходит поэтапно. Для начала – это простейшие различия отдельных звуков, а в дальнейшем музыкальный слух приобретет сложный дифференцированный вид.

Практической дисциплиной, направленной на развитие музыкальных способностей и является предмет сольфеджио, в задачи которого входит выработать у учащихся систему, состоящую из определенных знаний, умений и навыков, необходимых для их последующей деятельности, связанной с музыкой.

Поэтапный подход к обучению в современной школе предусматривает развивающую работу над всеми элементами музыкальности: музыкального слуха, чувства метро ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональности и эстетического вкуса. Музыкальный слух, а именно его развитие на уроках сольфеджио один из компонентов, требующий особого рассмотрения.

Ни для кого не секрет, что в наше время в первый класс приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом и голосом, другие кое-как поют на 2-х или 3-х звуках. В таких условиях у современного  преподавателя сольфеджио возникает сложная задача развивать музыкальный слух любого ребёнка, желающего учится в детской школе искусств.

Отсюда  и возникла необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт для составления данного методического пособия, в которое входят все элементы для развития музыкального слуха на уроках сольфеджио.

Работа по развитию мелодического слуха.

Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие мелодического и гармонического слуха и включать следующие формы работы:

1.      Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций в ладах.
2.      Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.
3.      Метроритмические упражнения.
4.      Пение с листа одноголосных примеров.
5.      Запись одноголосных диктантов.
6.      Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.
Рассмотрим некоторые из них:

Пение гамм, ступеней с разрешением, мелодических оборотов, интервалов.

В образовательной программе по сольфеджио пение гамм, ступеней, заучивание мелодий относится к разделу вокально-интонационных навыков, и в соответствии с этим изучение гамм ведётся от простого к сложному, а именно количества ключевых знаков от 1 до 2х включительно. На пение гамм и ступеней строится развитие интонационных навыков. На начальном этапе обучения перед педагогом стоит задача научить детей слушать свой голос, слушать инструмент, слушать голос учителя и при этом самому петь.

Хорошо, если ребенок наделен от природы музыкальными способностями и у него чистая интонация и хороший голос. А если нет, необходимо определенное время и большое терпение со стороны учителя и ученика, для достижения нужного результата.
В решении этой задачи может помочь пение ступеней с помощью ладовых жестов и болгарской столбицы. Например: I – II – III ступень, III – II – I; I – II – II – IV – V и обратно, затем I – VII – I; опевание VII – II – I; в дальнейшем скачки I – V и т.д. И всё это пропевается в удобной тональности (не обязательно в до мажоре). Всем учащимся, особенно «гудошникам»  необходимо посещать занятия по хору, чтобы приобрести вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, артикуляция) необходимые для чистого интонирования.

Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.

Параллельно на сольфеджио ведётся работа над запоминанием простейших мелодий, прослушивание, пение и проигрывание их на фортепиано от разных звуков. Например: «Два кота» V – III; «Лиса» V – VI;  и т.д. Это помогает развитию чувства лада, звуковысотности, умения переходить из одной тональности в другую. Особое внимания подбору на слух так же уделяется при обучении на инструменте. Такая  комплексная работа дает положительный результат и «гудошник»  начинает чисто интонировать.

Метроритмические упражнения.

Работа над метроритмом очень интересна для учащихся начальных классов, т.к. дает возможность расслабить мышцы, встать на ноги, похлопать руками. Можно использовать ритмослоги, используя слова, стишки, частушки, поговорки, картинки, схемы и т.д. Четвертная – ТА, восьмая – ТИ, половинная – ТА-А. Прочитывая ритм ритмослогами, одновременно отстукивая ногами доли - счёт и руками ритм. При этом делается акцент на запоминание ритмических оборотов – тактов: две четвертных, четыре восьмых, четвертная и две восьмых, две восьмых и четвертная и т.д., что очень важно в дальнейшей работе с диктантами. Полезно писать ритмические диктанты: учитель читает нараспев коротенькие фразы, а учащиеся записывают их с помощью четверных и восьмых нот. При этом каждый слог – это нота. Например: «Солнышко светит» - I П I I или «Набежала туча» - П П Использовать можно разные слова (имена, предметы) при прохлопывание определенных ритмов. Такие метроритмические упражнения можно проводить на каждом уроке.

Пение с листа одноголосных примеров.

В чтении с листа, полученные знания, умения, навыки подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства музыкального слуха. Степень владения навыками, полученными при комплексном походе на уроках сольфеджио и хора, определяют в конечном итоге уровень развития музыканта, готовности его к самостоятельной работе. Для чтения с листа необходимо: - уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;- интонировать простые интервалы; иметь навыки в чтении ритмических фигур. С точки зрения физиологии и психологии человека,  чтение нот с листа – сложный процесс,  при котором зрительные раздражители преобразуются в слуховые представления по схеме: «вижу» – «пониманию» – «представляю мысленно» и «воспроизвожу». Чтобы со временем приобрести устойчивые навыки чтения нотного текста,  нужны систематическая тренировка и постепенное наращивание трудностей исполняемого материала.

Перед читкой с листа делаем анализ, проводим зрительный охват мелодии: движение звуков, ритмический рисунок, фразы (повтор, не повтор), тональность, размер. На начальном этапе хорошо помогает счёт. Ученику предлагается сказать: сколько нот на «раз и», «два и» и т.д., что позволяет не затягивать темп и видеть последующую ноту, осмысливая ритм. Педагог при этом особое внимание должен обращать на формирование внутренних слуховых представлений учащихся (звучание ступеней, интервалов, ритмов).

Запись одноголосных диктантов.

Это более сложный элемент работы и  чтобы ученики не боялись,  надо соответственно их настроить. Перед тем как писать мелодический диктант, необходимо научить ученика пропревать устно короткие мотивы из двух тактов, при этом запоминая мелодию, чтобы затем спеть её нотами. С прибавлением количества тактов (до 8) вводится понятие «период». На первых порах это период повторного строения из 2-х или 4-х фраз. Предварительно нужно обязательно проанализировать диктант: определить размер, с какой ступени (ноты) начинается, сколько тактов, какие повторяются, ритм, трудности, интонационные обороты.

На следующем этапе диктант полезно записывать графически, т.к. это способствует анализированию движения звуков: вверх, вниз, на одной высоте, по-порядку или скачком.

Диктант пишут различными способами. Кто-то прослушивает мелодию несколько раз, запоминает её, а потом пишет. Кто-то пишет ноты – кружки всего диктанта, затем проставляет ритм. Этот способ самый длительный. Хорошо если ученик может писать диктант по тактам, при этом выбирая повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е. начало первой фразы и второй. Если диктант не повторного строения и его трудно запомнить, можно предложить записать последний один такт или два, т.к. после проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало забывается. Способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи диктанта, находя для себя оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать.




Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.

Этим видом творческой деятельности можно заниматься уже с первого класса. Ощущение устоя, тоники и умение допеть до неё – развивает ладовое чувство, следовательно и мелодический слух в целом. Помимо этого, данный вид работы интересен тем, что мобилизует учащихся, заставляет их собраться и спеть простенькую мелодию из 2-5 нот. Допевать можно поступенно вверх или вниз до тоники, по звукам тонического трезвучия, использовать прием опевания, скачки ит.д. За каждый такой индивидуальный ответ нужно обязательно поощрить ученика хорошим отзывом, при этом анализируя его, указывая на ошибки.

Музыкальная память - важнейший компонент, входящий в понятие «Музыкальность». Благодаря ей  мы удерживаем в сознании мелодии песен, можем узнавать музыкальные произведения. У одних работает активно зрительно-слуховая память, у других моторная. Музыкальная память помогает ученику разучить новое произведение,  именно поэтому на уроках сольфеджио необходимо постоянно тренировать музыкальную память на высокохудожественном материале (народные песни, мотивы, темы из классической и современной музыки).

Формы работы над развитием музыкальной памяти - диктант, попевки с последующим подбором на слух, запоминание хоровых партий. При этом нельзя не отметить тесную связь между предметами: хор, сольфеджио и инструмент.

Запись диктанта и заучивание мелодий наизусть необходимы для развития музыкальной памяти, а сочинение мелодий – творческого воображения. Однако эти компоненты в процессе обучения влияют друг на друга и  идут в ногу для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие гармонического слуха.

«Гармония» - в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость».В музыке – это прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их последовательность. Но звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие определенному ладу.

Изучение аккордов начинается с трезвучия. Окраска трезвучий бывает разной. Мажорное и минорное имеет ладовую окраску, а увеличенное и уменьшенное нет. Можно придумать образ веселого, грустного человечка, великана и гнома.

Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых уроков, когда разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в сопровождении фортепиано. Гармонический слух так же формируется при пении двухголосия, интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов.

На начальном этапе идёт пропевание интервалов по столбице,  двухголосия в определенной тональности на определенных ступенях. Например: м2 на III и VI; б3 на I, IV, V; м3 на VII, II и III; ч5 и ч4 на I – V и V – I в б6 на V – III. В старших классах, изучается и пропевается тритон и характерные интервалы.

Знакомство с Т53 и S5и D53 начинается со второго полугодия Iкласса, как с трезвучиями главных ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения. Трезвучия как бы меняют свой облик, играют в чехарду. При этом всё проигрывается на фортепиано.

Заключение.
В данное пособие вошли все необходимые компоненты работы на уроках сольфеджио, необходимых для того, чтобы детям было  интересно, не скучно на уроках, чтобы они познавали азы предмета при помощи игр, раскрасок, слушания музыки, прослушивания мелодий для сольфеджирования и т.д. Чтобы запоминание и развитие происходило для них незаметно и ненавязчиво.

Буду искренне рада, если составленное мною пособие понравится моим коллегам, поможет им в  развитии музыкальных способностей, музыкального вкуса, любви к музыке, творческого и активного отношения к ней у наших учеников. Чтобы это случалось, нужно помнить, что все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них, так или иначе может влиять на развитие других. При разработке данного пособия по сольфеджио я постаралась сочетать различные формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей учащихся в целом.







Список используемой литературы.

1.                Макеева Л.В. «Сольфеджио» первый год обучения /2007
2.                Резников Е.Ю. Музыкальные задачки. 1 класс. «Рабочая тетрадь по  
сольфеджио»/2011/
3.                С.Железнов и К.Железнова «Азбука - потешка». Ноты + МР3
приложение.
4.                Д.Романец. «Нотная грамота»/2012/
5.                В.Жаркович. «Готовимся к музыкальному диктанту» /2013/
6.                Е.М.Золина. «Домашние задания по сольфеджио» для 1 и 2 классов
детских музыкальных школ/2000/
7.                Г.Ф.Калинина. «Сольфеджио» рабочая тетрадь 1й класс/2005/
8.                В.В.Ковалив. «Мои первые ритмы».
9.                Ю.В.Фролова. «Сольфеджио» подготовительный класс/2004/
10.           Ю.В.Фролова. «Сольфеджио» 1 класс/2003/
11.           Ю.В.Фролова. «Веселая музыкалочка» учебное пособие для ДМШ/2013/
12.           Т.Первозванская. «Мир музыки». Полный курс теоретических дисциплин.     
учебник «Сольфеджио» 1 класс + звуковое приложение к учебнику и
рабочей тетради/2004/
13.           Т.Первозванская. «Мир музыки». Полный курс теоретических дисциплин.
Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс + CD приложение/2004/
14.           Н.А.Бритва. пособие по теории музыки и сольфеджио/1997/
15.           Н.Рябухина. «Давай поиграем». Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет/2008/
16.           М.А.Котляревская – Крафт. «Сольфеджио»
17.           Б.В.Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/1973/
18.           Е.В.Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио»/1986/
19.           М.Т.Картавцева. «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»/1970/
20.           М.Т.Картавцева. «Сольфеджио XXI век» /1999/
21.           А.Островский. «Методика теории музыки и сольфеджио»/1970/

22.           Г.П.Костырева. «Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных способностей младших школьников»/2008/

Комментариев нет:

Отправить комментарий